Эстетическое сознание и эстетическая деятельность

Круг основных проблем эстетики включает вопросы о соотношении эстетической деятельности и сознания (при этом следует помнить, что данное разделение носит условно-аналитический характер). Эстетическая деятельность – специфический вид духовно-практических действий (создание произведений искусства, дизайн, фольклор и другое). Всем этим видам действий присуще эстетическое начало. Первоначально (например, в первобытном культурном комплексе), эстетическая деятельность вплетена в ткань материально-предметной преобразующей практики, в трудовую.
Эстетическое сознание, как единая система, имеет сложную структуру, его компоненты взаимосвязаны между собой, но выполняют различные функции, реализуя духовный, идеальный план отношения человека к мирозданию в разрезе эстетики. Персонифицированные формы эстетического сознания – чувства, созерцание, восприятие, представления приобретают эстетический характер только в соотношении со сложившейся системой эстетических отношений. Художественные ценности, не пережитые в чувствах людей, теряют свой смысл.
Эстетическое чувство – непосредственное эмоционально окрашенное переживание. В нем отражается личный и социальный опыт, духовный мир человека. Имеет избирательно-оценочный амбивалентный характер (нравится – не нравится). Эстетическое чувство может иметь различную степень осознанности – от бессознательного до рефлектирующего, возвышаясь до развернутого суждения вкуса.
Эстетическое суждение – форма мысли, фиксирующая положительное или отрицательное реагирование субъекта на эстетические аспекты действительности и искусства. От логического понятийно-теоретического суждения отличается субъективностью и слабой доказуемостью. Является вербальным выражением отношения субъекта к эстетическим явлениям.
Эстетический вкус – способность человека отличать и выявлять, воспринимать и оценивать художественные и эстетические качества.
Эстетический идеал – категория, обозначающая основную меру, критерий. Носит конкретно-исторический и ценностно-нормативный характер, обобщает личный и социальный опыт человека.
Эстетическое сознание оперирует определенным понятийно-категориальным аппаратом, на его концептуальном уровне формируются эстетические теории и система категорий. К числу эстетических категорий относятся:
1. Прекрасное – категория, которая характеризует явление с точки зрения совершенства и гармонии, красоты и упорядоченности. В основе лежит чувство восхищения. Антиподом прекрасного выступает безобразное.
2. Безобразное – категория, отражающая негативное отношение к эстетическим качествам и ценностям. В основе – чувство отвращения. Прекрасное и безобразное взаимосвязаны между собой, им присущ относительный характер.
3. Возвышенное – категория, характеризующая нравственно-эстетическую ценность с точки зрения идеализации, включая образцы высшей степени проявлений человеческих качеств. Основа – чувство восторга. Антипод возвышенного – низменное.
4. Низменное — характеризующее отрицательное и негативное отношение человека к эстетическим феноменам (ассоциируется с силами зла, крайняя степень безобразного и ужасного).
5. Трагическое – отражающая переживание острых жизненных противоречий, ситуаций несовпадения желаемого и действительного. В нем присутствует диалектика смерти и бессмертия, конечного и бесконечного. Основано на чувствах скорби и страдания, сочувствия и сострадания.
6. Комическое – характеризующая переживание противоречий действительности с позиций эмоционально-критического отношения. В основе лежит чувство юмора, в различной степени противопоставляющее реальность эстетическому идеалу, эмоционально окрашенный смех.
Все эстетические категории соотносятся друг с другом, характеризуя определенные моменты, стороны эстетических потребностей, ценностей, человеческих качеств. Они существуют в тесной взаимосвязи и единстве друг с другом, исторически развиваются и являются неотъемлемой составляющей эстетического сознания. В теории эстетики категории играют важную роль в анализе природы, сущности и функций искусства.