Энергетическая безопасность в рамках СНГ. Украина

Украина — самый крупный среди стран СНГ импортер и одновременно транспортировщик российских энергоносителей.
На протяжении почти всей постсоветской истории российско- украинские отношения характеризовались целым клубком противоречий. Тем не менее, к удовлетворению Москвы и Киева, в 2002-2004 гг. большинство из них было снято с повестки дня. Практически для всех промышленных предприятий задачей №1 является выявление источников нерационального использования энергии и энергоутечек, которые гарантированно покажет энергоаудит. Только комплексное обследование предприятия позволяет определить с высокой точностью показатели энергетической эффективности.
Во-первых, Украина, вопреки протестам со стороны ряда европейских стран и Казахстана, отказалась в 2004 году (по крайней мере, на время) от идеи создания «Евразийского нефтетранспортного коридора» по маршруту «Баку—Супса—Одесса—Броды—Европа». В июле 2004 года украинская «Укртранснафта» и российско-британская «ТНК-ВР» договорились о трехлетней транспортировке российской нефти по трубопроводу «Одесса-Броды» в реверсивном режиме в объеме до 9 млн. тонн ежегодно . 18 августа 2004 г. реверсивная работа нефтепровода была официально поддержана российским и украинским правительствами в соглашении «О транзите нефти по территории Украины».
Во-вторых, Москве и Киеву благодаря взаимным уступкам удалось в 2004 году не только решить сложнейшую долговую проблему, но и очертить рамки двустороннего энергетического сотрудничества на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
18 августа 2004 года российский президент, пойдя навстречу своему украинскому коллеге, утвердил поправки в Налоговый кодекс РФ, отменяющие НДС при экспорте нефти и газа в страны-участницы СНГ. В тот же день премьер-министры Украины и России подписали два беспрецедентных энергетических соглашения.
В соответствии с первым из них — «О мерах по обеспечению стратегического сотрудничества в газовой отрасли» , — Россия гарантировала себе дополнительные объемы транзита газа через территорию Украины — от 5 млрд кубометров в 2005 г. до 19 млрд кубометров в 2010 г.
Согласно второму соглашению — «О транзите нефти по территории Украины», — украинская сторона взяла на себя обязательство, по крайней мере, в течение 15 лет обеспечить транзит российской нефти по системам своих магистральных нефтепроводов с учетом существующих и дополнительных пропускных способностей .
Чуть ранее, 11 августа 2004 г., Москвой и Киевом была успешно урегулирована проблема задолженности Украины за поставки российского газа в 1997-2000 гг. Согласно утвержденной схеме, «Газпром» переуступил свой долг «Внешэкономбанку», а полученные деньги перечислил «Нафтогазу Украины» в качестве частичного аванса за транзит российского газа в 2005-2009 гг. Со своей стороны «Нафто- газ Украины» в тот же день из этих средств погасил долг ВЭБу. В результате этой операции «Нафтогаз Украины» потерял возможность торговаться с «Газпромом» по транзитным тарифам в течение ближайших пяти лет. Тариф был зафиксирован на уровне 2004 года — 1,09 долл. за 1 тыс. кубометров (на 100 км).
В-третьих, в 2004 г. Москва и Киев сняли проблему транспортировки центрально-азиатского газа, в прошлом неоднократно осложнявшую их отношения. 29 июля 2004 г., в развитие договоренностей
президентов России и Украины, «Газпромом» был подписан пакет документов, определяющий условия сотрудничества России и Украины в газовой области в период до 2028 года. В соответствии с подписанными документами, создавалась новая компания «РосУкрЭ- нерго», которая (вместо «Итеры») должна была осуществлять закупки туркменского газа для украинского рынка, а также выступать оператором транзита закупленного газа и инвестором в развитие газотранспортной инфраструктуры . По сути, была создана основа для крупных инвестиций в расширение газотранспортных мощностей на маршруте из Туркменистана в Украину и далее в Европу.
России не удалось решить лишь одну энергетическую проблему в отношениях с Киевом — обеспечить участие «Газпрома» в управлении газотранспортной системы Украины.
Еще в октябре 2002 года российский «Газпром» и «Нафтогаз Украины» создали Международный газотранспортный консорциум (ГТК) по управлению и развитию газотранспортной системы Украины. Участие компаний в ГТК было поделено пополам — 50 на 50.
По замыслу сторон, ГТК должен был принять два судьбоносных для Украины решения. Первое — о передаче газотранспортной системы Украины в концессию ГТК. Второе — о форме присоединения к нему иностранных партнеров. В течение почти двух последних лет эти два решения, к большому сожалению российской стороны, так и не были приняты. Для их принятия необходимо было изменение украинского законодательства, в частности, закона о концессии. Работа в этом направлении хотя и началась, но ведется крайне медленно.
Решение Киевом этих двух стратегических вопросов «Газпром» увязал со своим участием в строительстве новых газопроводов на украинской территории. Однако в контексте предвыборной обстановки на Украине «Газпром» все же согласился в октябре 2004 года участвовать в строительстве западного участка нового украинского газопровода («Новопсков—Ужгород») — «Ужгород—Богородчаны».
В краткосрочной и среднесрочной перспективе России целесообразно добиваться от украинской стороны соблюдения всех достигнутых в июле-августе 2004 г. договоренностей, включая реверсивную работу нефтепровода «Одесса—Броды» . Стратегически важным для России может также считаться решение вопроса о передаче в концессию ГТК с участием «Газпрома» всей газотранспортной системы Украины. Вместе с тем крайне значимой для Москвы по-прежнему остается задача по «разводнению» практически монопольной газотранспортной роли Украины.

Решить эту задачу возможно за счет следующих газопроводов: «Ямал-Европа» (Россия—Белоруссия—Польша—Германия),«Голубой поток» (Россия—Турция), Северо-Европейский газопровод (от Ленинградской области по дну Балтийского моря до побережья Германии с ответвлениями в другие западноевропейские страны).