Течение времени меняет все

Течение времени меняет все: появляются и исчезают цивилизации, меняются ценности, оттесняются на периферию жизни фундаментальные понятия, некогда трактовались как его основа.
Не является исключением и искусство. В первобытном обществе оно поднялось до уровня сакрального, было неотделимо от культа, творческая деятельность воспринималась как священнодействие.
С развитием цивилизации искусство отделилось из сферы сакрального и превратилось в особое ремесло: оно творило эстетический культ красоты; возвышало, возвеличивало вечные ценности. Искусство активно влияло на человека, хотя и оставалось удаленным от него. Конечно, не многим было доступно посещение театра или созерцание картин. В XIX в. художники демократического направления пытались приблизить настоящее искусство к народным массам. Т. Шевченко берется с этой целью к гравюре, И. Крамской с единомышленниками основывают Товарищество передвижных выставок. Роль искусства остается высокой — донести идеалы нравственности, красоты.
И вдруг мечта художников-демократов начинает реализовываться просто таки галопирующими темпами на качественно новой волне научно-технического прогресса, ведущего отсчет от начала ХХ столетия. Искусство действительно приближается к массам, в том числе и к молодежи. Вокал и музыку транслируют радиоприемники. Совершенствование полиграфической техники популяризирует изобразительное искусство. Кинематограф, телевидение, компьютерная техника дают доступ к знакомству практически со всеми видами искусства.
Растет ли от этого его роль?
Отнюдь, искусство в представлении современной молодежи обесценивается все больше. С чем это связано?
Большинство художников, пытаясь сделать свои произведения прибыльными, откровенно ориентируются на уровень массы, иногда даже на среднеарифметический, и ниже. Их произведения уже не возвышаются, а заполняют свободное время, поэтому и пользуются спросом в первую очередь подростков и юношества. При этом чаще всего в воображении массового зрителя, слушателя, читателя они представляют все искусство. Тоже отличающийся более высоким интеллектуальным уровнем или духовным, уже не воспринимается. Молодежь, жизнь которой просто не отделима от массового искусства, подлинным искусством теперь обделена конечно сильнее. Кто чаще всего не имел доступа к гравюре, но получив его, воспринимал невиданное с интересом, даже если не понимал полностью.
Что же делает современный среднестатистический молодой зритель? Имея возможность, или просматривает он в галереях, музеях, или по крайней мере, в читальном зале произведения мастеров кисти? Нисколько. Пустые залы музеев и галерей, и в массовых библиотеках на художественные издания спроса нет.
Как же так? Доступно — и не нужно? Кажется, в отличие от сверстников из других эпох наши молодые современники, привычные к крикливых фото глянцевых журналов, отделены от глубокого искусства собственным крепким барьером агрессивного неприятия, который сформировался под влиянием произведений массовой культуры. Они подают человеку то, что он и так знает. Так зачем ему что-то непонятное, что требует усилий ума и души? Поэтому и отметается хорошо классическое искусство, и современное элитарное.
Значит, в современном мире искусство, требующее ума и души, далеко от обычного молодого человека? К сожалению так и есть.
Как же раскрыть глаза молодежи на сокровища искусства, которые ждут своего читателя, слушателя, зрителя в музеях, галереях, библиотеках?
Кажется путь один, дошкольные и школьные учебные заведения должны приобщать ребенка к образцам высокого искусства, как говорил украинский поэт, ученый, академик Максим Рыльский, слушая серьезную музыку надо учить, и созерцать картину надо учить, потому что это необходимо для формирования по-настоящему культурной молодежи, человека.
А это, в свою очередь, будет способствовать возрождению роли искусства.