Психология и христианство

Человек, в сущности, всегда занимался психологией, и на протяжении всей истории он подвергал анализу свои мысли и поступки, стремясь обнаружить их значение. Однако в качестве научной дисциплины этот «предмет» существует лишь только со второй половины 19 века. Некоторые философы и исследователи утверждают, что психология – секулярная религия нашего времени. Поэтому все людям исповедующим христианство важно знать о ней самой и об ее связи и расхождениях с христианством.
Еще задолго до того, как психология стала отдельной дисциплиной, христианство активно занималось исследованием человеческой психики. Многолетние и скрупулезные изучения увенчались трудоемкой работой Ф. Делицша «система библейской психологии», в этом труде собраны различные теологические произведения, посвященные этой дисциплине. Но спустя некоторое время плодотворная связь христианства с психологической проблематикой, начала обрываться. Одной их причиной этого, стала отрицательная реакция на фрейдизм. Критика религии со стороны современной психологии не ограничилась трудами Фрейда. Отношение к религии стало подозрительным и агрессивным, особенно этому поспособствовали работы
А. Эллиса, который утверждал, что набожность является причиной психологической неустойчивости.
Казалось, что давняя связь навсегда утрачена, но в том, же 20 веке возникла дисциплина, начавшая изучать психологию религии. Теологи пришли к выводу, что психологический анализ, способен помочь внутреннему формированию человека, и наоборот, духовное ведение помогает психологическому анализу. Появились христианские объединения, специализировавшиеся на психических расстройствах, и считающие, что призваны, объединит теологию и психологию.
За последнее время недоверие между христианством и психологией довольно сильно ослабло. Многие пасторы и богословы, которые учат психологическому консультированию, стали все больше сотрудничать с психологами.
Новая форма взаимоотношений развивается не просто, до сих пор бывают различные разногласия и разномыслия в не которых аспектах между христианством и психологией, но, при этом не все противоречия можно преодолевать. Христиане должны быть категорическими против некоторых принципов, которые отстаивают не христианские психологи, напротив и психологи могут критически подходить к не которым сторонам христианских обычаев. Когда есть доверие, допустима и критика, даже при условии, что определенная напряженность взаимоотношений будет сохраняться.