Потешники на Руси

Одна из версий своему происхождению слово «скоморох» обязано индоевропейским корням, слово «scomors-os», имеющееся во всех европейских языках – бродячий комедиант, музыкант. Русский термин «скоморох» параллелен с обозначениями народных персонажей Италии «скарамучча» и французского «скарамуш». Но сама суть этого явления на Руси гораздо древнее, — это языческие обряды древних славян, которые всегда были перемешаны с музыкой, плясками и пением. Владимир Даль так описывает это явление: «Скоморох, музыкант, скоморошка, дудочник, чудесник , волынщик, промышляющий пляской с песнями, гусляр, шутками и фокусами, комедиант, актер, потешник, ломака, медвежатник  и шут». В этом определении явно прослеживается связующая нить между скоморошеством и современными видами музыкального, циркового и сценического искусства.
Точно определить время появления скоморохов на Руси невозможно, но в старинных рукописях есть упоминания об их участии в потехах князей. Скоморохи – очень частые персонажи русского фольклора. Что говорит о необычайной популярности их среди народа. Обустраивали свой промысел бродячие музыканты, сбиваясь в, довольно большие ватаги. Число участников таких странствующих трупп могло доходить до ста, это было обусловлено и огромным количеством жанров, носителем которых, была скоморошеская дружина. Часть народных потешников занималась, так называемым, «бесовским промыслом». Одновременно с короткополой одеждой, они надевали на себя маски, что считалось противопоставлением общественному укладу, а проще – считалось грехом.
Большой популярностью пользовались оседлые (княжеские) скоморохи, они стали основоположниками народной комедии. Инсценируя бытовые сказки и песни, они оживляли кукольных персонажей медведя, козы, играющей на ложках. Во многих русских былинах имеются упоминания о скоморохах, как о носителях обычаев характерного русского юмора. Их жанровый спектр позволял создавать в своих потехах другой мир, в противопоставление государственному. Видимо эта отдушина в их творчестве и позволила скоморохам стать излюбленными участниками всех древнерусских торжеств, забав, ритуалов и пр., несмотря на довольно частые гонения со стороны церкви и властей. Несмотря на это, скоморошьи труппы существовали оседло при дворах князей, и лишь иногда уходили по деревням «для своего промыслишку». Скоморохи, как носители народного эпоса, единственные сохраняли ту форму развлечений и забав народа, которая удовлетворяла жажду искусства, музыки, сцены.