Говорим красиво — правильно

Норма и патология в речевом ра­звитии детей определяется возра­стом ребенка. Например, в детсадов­ские годы половина всех малышей имеет какие-то проблемы. Если вовре­мя обратить на них внимание, можно легко исправить многие недостатки.
Если ребенок начинает говорить позже своих сверстников — уже повод обратиться к специалисту. К сожале­нию, родители чего-то ждут, оправды­ваются, мол, все в нашем роду молчу­ны и начинают разговаривать позже других. Малыш «имеет право» отста­вать на полгода в темпах речевого ра­звития, если же лепетная речь у него сохраняется долго — надо разбирать­ся в причинах. Возможно, потребуется консультация ЛОРа, психоневролога — логопед часто работает в тесном контакте с врачами других специаль­ностей.
Считается, что в среднем малыш к году жизни произносит свои первые слова, в два года осваивает неслож­ные фразы, в три должен говорить все. Трехлетка в состоянии повторить ко­ротенькую сказку, запомнить детский стишок, рассказать родителям, чем занимался в саду или у бабушки. При этом речь его понятна, он в основном правильно употребляет предлоги и окончания слов, правильно согласует слова в предложении.
Допустимо лишь от­сутствие некоторых звуков. Грубые откло­нения от этой схемы — повод обратиться за помощью.
К пятилетнему воз­расту у ребенка дол­жна сформироваться звукопроизносительная сторона речи, т.е. он должен произно­сить все звуки. В это же время в норме формируется и фоне­матический слух — умение различать зву­ки и выбирать пра­вильные. Одна из главных причин неус­певаемости в началь­ной школе по русско­му языку, нелепые ошибки при письме — это следствие нарушения фонемати­ческой стороны речи у ребенка.
Только после общения с малышом можно сказать, правильно развивает­ся его речь или нет. Значит, обратиться за консультацией к логопеду никогда не рано — в раннем возрасте специа­лист подскажет, например, как грамот­но стимулировать дальнейшее рече­вое развитие, как научить правильно­му произношению, а позже поможет развить связную речь. Дома, в игровой форме, мама будет заниматься с ма­лышом, выполнять определенные упражнения, чтобы к школе преодо­леть все речевые ошибки, В сложных случаях логопед окажет квалифициро­ванную помощь.
Перед поступлением в первый класс ребенок посещает среди других врачей и логопеда. Что же смотрит он, на что обращает внимание, какой дол­жна быть речь ребенка, готового к обу­чению?
Словарный запас определяется сре­дой, в которой вырос малыш. Если ро­дители используют речь образную, бо­гатую синонимами, определениями, наречиями, речь их ребенка будет так­же богатой.
• Ребенок говорит правильно, пра­вильно строит предложения, понимает смысл предлогов. Он не искажает структуру слов, не переставляет сло­ги.
• Готов составить связный рассказ по картинке, установить причинно-след­ственные связи, ответить на вопросы по тексту. Правильно произносит все звуки, выделяет первый и последний звук в слове, владеет простым звуко­вым анализом.
• Запоминает предложение из 5—6 слов и повторяет, не меняя слова и не пропуская их, — это называется слухо-речевой памятью. Очень важно ра­звить это умение у ребенка, иначе обучение в школе будет затруднено.
Конечно, речь человека развивается и совершенствуется всю жизнь. Но к моменту поступления в школу, к 6—7 годам, наша речь в основном уже сформирована. Значит, детский и дош­кольный период для трибуна, оратора и просто правильно разговаривающе­го человека — наиважнейший период.